Таковы факты: в третьем квартале 2012 года не меньше 75% проданных смартфонов работали под операционной системой Гугла "Андроид". В абсолютных цифрах это означает 136 миллонов устройств, что почти в два раза превышает 71 миллион таких же устройств, проданных в третьем квартале прошлого года. Считая же по годам, в 2012 году 68.2% смартфонов были на Андроиде, а в 2011-м их было 49.2%.
В 2008 году производители поставили 0.7 миллионов устройств под Андроидом, к концу 2012 года можно считать, что примерно 550 миллонов устройств будет работать под Андроидом, составляя 70% общего рынка смартфонов. Количество поставленных в третьем квартале 2012 года устройств — 136 миллионов — как считает IDC, коррелирует с 1.3 миллионами ежедневно активируемых Андроидов по статистике Гугла, что говорит, что эти цифры не включают те устройства, которые пока лежат на складах продавцов. Остальное занимает Эппл, поставивший в третьем квартале 26.9 миллион устройств под iOS (в третьем квартале 2011 года было поставлено 17.1 миллион) и троица РИМ, Симбиан и Виндоус, на которые приходится ещё несколько миллионов.
Коротко говоря, Андроид буквально заполонил рынок — если только Windows Phone не оправдает ожиданий (или хотя бы часть) или Эппл не выбросит на рынок iPhone 6 с голографическим дисплеем, то это только начало победного шествия Андроида. Если тенденция продолжится и рынок смартфонов продолжит расти (что определённо будет в обозримом будущем), то к концу 2013 года Андроиду будет принадлежать 90% рынка. Столько же, сколько принадлежит Microsoft на рынке настольных компьютеров. 90% — это полная монополизация рынка смартфонов.
И что случится, когда Гугл достигнет монополии? Разумеется, Андроид и Виндоус — принципиально разные операционные системы, но мы, тем не менее, можем сделать определённые выводы из 20-ти летней истории владением рынок персоналок Майкрософтом.
Для начала, Гугл получит практически неограниченную возможность направлять рынок смартфонов. Если Гугл решит, что HTML5 — это хорошо и сделает на него упор в будущих версиях Андроида, то и остальные мобильные операционные системы вынуждены будут последовать за ним. А может решить и что-нибудь наоборот и опять заставит других последовать за собой.
А что другие платформы? Получается, что Эппл займёт маленький уголок рынка — извлекая, тем не менее, высокие прибыли, но потеряв контроль над рынком и всякое влияние на технологические тенденции. Все согласны, что Майкрософт позарез нужен их Windows Phone для успеха, но это будет чудом, если изготовители отвернутся от проверенной временем операционной системы вроде Андроида в пользу Windows (тем более, что Андроид бесплатен, в отличие от Windows).
Разумеется можно напомнить, что Андроид — отктытая система, что делает такую монополию безопасной. Теоретически это так, но на практике — всё в руках Гугла и как он решит, так и будет. Разумеется, если с Гуглом что-то случится, то другая компания или группа компаний займёт его место, но останутся сотни миллионов устройств, отношения с тысячами производителей и провайдеров, так что от Гугла и монопольного положения Андроида так просто не отделаться. Действительно, можно ли представить себе, что люди спокойно откажутся от гугловского Андроида в пользу Опен-Андроида, распростившись с сотнями тысяч программ, Гугл Драйва, Гугл Мэйла и прочих уже привычных сервисов?
За несколько лет Гуглу удалось захватить самый быстроразвивающийся технологический рынок мира. Как использует эту власть Гугл? Будет он, подобно Майкрософту выжимать столько прибыли из Андроида, сколько сможет или будет мягко направлять рынок и создавать райские кущи для мобильного интернета и мобильных компьютеров?